Войти
ГлавнаястатьиНаука и образование

Пропаганда в интернете: какие методы и технологии используются для влияния на общественное мнение

Просмотрено 583 раза Добавлено 11 месяцев назад

Вы знаете, какие методы и технологии используют пропагандисты для воздействия на ваше восприятие, мышление, эмоции и поведение?

Агитационные плакаты

Пропаганда — это систематическое распространение информации или идей с целью формирования или изменения общественного мнения по какому-либо вопросу. Пропаганда может быть политической, идеологической, религиозной, коммерческой или другой. Пропаганда может быть направлена на усиление или ослабление поддержки какой-либо партии, лидера, движения, продукта, услуги и т.д.

Интернет - это глобальная сеть компьютеров и других устройств, которая позволяет обмениваться информацией и коммуницировать в режиме реального времени. Интернет предоставляет доступ к огромному количеству источников информации, медиа-контента, социальных сетей, блогов, форумов, чатов и других платформ для общения и выражения мнений. Интернет также дает возможность создавать и распространять собственный контент, включая тексты, изображения, видео, аудио и т.д.

Интернет является мощным инструментом для пропаганды, так как он позволяет достигать широкой аудитории, адаптировать сообщения под интересы и предпочтения разных групп людей, использовать разнообразные форматы и каналы для передачи информации, а также манипулировать эмоциями и поведением пользователей с помощью психологических приемов и технологий.

В этой статье мы рассмотрим некоторые из наиболее распространенных и эффективных методов и технологий пропаганды в интернете, а также способы защиты от них.

Методы пропаганды в интернете

Методы пропаганды в интернете можно разделить на две основные категории: контентные и контекстные.

Контентные методы пропаганды заключаются в создании или изменении содержания информации или медиа-контента с целью воздействия на общественное мнение.

Контентные методы пропаганды включают:

  • Фальсификация - это подделка или искажение фактов, данных, документов, изображений, видео или других видов информации с целью ввести в заблуждение или обмануть получателей. Примерами фальсификации могут быть подделка цитат или высказываний известных личностей, подмена или редактирование фотографий или видеозаписей событий, создание ложных свидетельств или доказательств и т.д.
  • Дезинформация - это распространение ложной или недостоверной информации с целью ввести в заблуждение или обмануть получателей. Дезинформация может быть создана или распространена как сознательно (с целью манипуляции), так и несознательно (из-за ошибки или невежества). Примерами дезинформации могут быть ложные новости или слухи о политических событиях, социальных проблемах, здоровье, науке и т.д.
  • Мисинформация - это распространение правдивой или достоверной информации в неправильном контексте или с неправильной интерпретацией с целью ввести в заблуждение или обмануть получателей. Мисинформация может быть создана или распространена как сознательно (с целью манипуляции), так и несознательно (из-за ошибки или невежества). Примерами мисинформации могут быть вырывание из контекста цитат или высказываний известных личностей, использование устаревших или непроверенных данных или документов, переиначивание смысла или цели информации и т.д.
  • Селективность — это выборочное представление или упоминание только тех фактов, данных, документов, изображений, видео или других видов информации, которые подтверждают или подкрепляют желаемое сообщение или точку зрения. Селективность может быть использована как для скрытия или игнорирования противоречивой или опровергающей информации (омиссия), так и для акцентирования или усиления желаемой информации (эмфазис). Примерами селективности могут быть использование только положительных отзывов о продукте или услуге.
  • Фрейминг - это представление или интерпретация информации или медиа-контента в определенном ракурсе или под определенным углом зрения с целью воздействия на восприятие или оценку получателей. Фрейминг может быть использован как для акцентирования или усиления определенных аспектов или характеристик информации (позитивный или негативный фрейминг), так и для создания или изменения ассоциаций или импликаций информации (символический или метафорический фрейминг). Примерами фрейминга могут быть использование эмоционально окрашенных или нейтральных слов для описания одного и того же события, использование метафор или аналогий для объяснения сложных или абстрактных понятий, использование заголовков или подзаголовков для формирования первого впечатления о содержании статьи и т.д.
  • Спин - это представление или интерпретация информации или медиа-контента в выгодном или невыгодном свете с целью воздействия на отношение или поведение получателей. Спин может быть использован как для уменьшения или увеличения значимости или последствий информации (деминимизация или максимизация), так и для перевода внимания или ответственности, с одной стороны, на другую (отвлечение или перекладывание вины). Примерами спина могут быть использование эвфемизмов или гипербол для описания положительных или отрицательных результатов действий, использование статистических данных или графиков для подтверждения или опровержения утверждений, использование аргументов ad hominem (Апелляция к личности) или straw man (Подмена тезиса) для дискредитации или опровержения оппонентов и т.д.
  • Агитация — это активное распространение информации или медиа-контента с целью возбуждения эмоций, страстей, интересов или действий получателей. Агитация может быть использована как для мобилизации или стимулирования получателей к поддержке или участию в каком-либо движении, кампании, акции и т.д. (позитивная агитация), так и для демобилизации или демотивации получателей от поддержки или участия в каком-либо движении, кампании, акции и т.д. (негативная агитация). Примерами агитации могут быть использование призывов к действию, лозунгов, плакатов, баннеров, видеороликов и т.д.

Контекстные методы пропаганды заключаются в создании или изменении условий передачи, получения или обработки информации или медиа-контента с целью воздействия на общественное мнение. Контекстные методы пропаганды включают:

  • Цензура - это ограничение доступа к информации или медиа-контенту по различным критериям, таким как политическая целесообразность, законность, нравственность, безопасность и т.д. Цензура может быть осуществляться как официально (с помощью законодательства, регуляторов, судов и т.д.), так и неофициально (с помощью самоцензуры, давления со стороны общественности, спонсоров, рекламодателей и т.д.). Цензура может быть использована как для запрета или удаления нежелательной или опасной информации или медиа-контента (негативная цензура), так и для разрешения или продвижения желательной или полезной информации или медиа-контента (позитивная цензура). Примерами цензуры могут быть блокировка или фильтрация сайтов, постов, комментариев и т.д., удаление или редактирование контента по требованию правообладателей или властей, запрет или ограничение публикации или распространения контента по определенным темам или категориям и т.д.
  • Модерация - это контроль качества, релевантности, соответствия правилам или стандартам информации или медиа-контента на различных платформах для общения и выражения мнений в интернете. Модерация может быть осуществляться как автоматически (с помощью алгоритмов, программ, ботов и т.д.), так и вручную (с помощью модераторов, администраторов, редакторов и т.д.). Модерация может быть использована как для предотвращения или устранения нарушений правил или стандартов информации или медиа-контента (негативная модерация), так и для поощрения или поддержания соблюдения правил или стандартов информации или медиа-контента (позитивная модерация). Примерами модерации могут быть проверка или подтверждение источников, данных, документов и т.д., выделение или скрытие контента по определенным критериям (например, популярности, новизне, рейтингу и т.д.), удаление или редактирование контента по жалобам пользователей или властей, вынесение предупреждений или санкций за нарушение правил и т.д.
  • Манипуляция - это воздействие на психологические процессы восприятия, памяти, мышления, эмоций или поведения пользователей с помощью различных технологий в интернете. Манипуляция может быть осуществляться как явно (с помощью прямых приемов воздействия), так и скрыто (с помощью косвенных приемов воздействия). Манипуляция может быть использована как для формирования или изменения мнений, убеждений, ценностей или предпочтений пользователей (когнитивная манипуляция), так и для стимулирования или подавления эмоций, страстей, интересов или действий пользователей (эмоциональная манипуляция). Примерами манипуляции могут быть использование персонализации или сегментации контента под интересы или предпочтения пользователей, использование алгоритмов ранжирования или рекомендации контента для формирования повестки дня или эффекта пузыря, использование искусственного интеллекта или машинного обучения для создания или изменения контента (например, генерация текста, изображений, видео и т.д.), использование нейромаркетинга или нейропрограммирования для воздействия на подсознание или бессознательное пользователей и т.д.

Способы защиты от пропаганды в интернете

Способы защиты от пропаганды в интернете можно разделить на две основные категории: технические и критические.

Технические способы защиты от пропаганды в интернете заключаются в использовании различных инструментов, программ, приложений или сервисов для проверки, анализа, фильтрации или блокировки информации или медиа-контента. Технические способы защиты от пропаганды в интернете включают:

  • Верификация - это проверка достоверности, правдивости, актуальности или источника информации или медиа-контента с помощью различных методов, таких как сравнение с другими источниками, поиск по ключевым словам или фразам, использование обратного поиска по изображениям или видео и т.д. Верификация может быть осуществляться как вручную (с помощью собственных знаний или навыков), так и автоматически (с помощью специализированных сайтов, программ, приложений или сервисов). Примерами верификации могут быть использование сайтов-фактчекеров (например, Snopes.com, Factcheck.org и т.д.), использование программ-антиплагиаторов (например, Turnitin.com, Copyscape.com и т.д.), использование приложений-детекторов фальшивых новостей (например, Fake News Detector, Fake News Buster и т.д.) и т.д.
  • Аналитика - это анализ качества, релевантности, соответствия правилам или стандартам информации или медиа-контента с помощью различных методов, таких как оценка достоверности источника, оценка аргументации и логики сообщения, оценка эмоциональной окраски или манипулятивности сообщения и т.д. Аналитика может быть осуществляться как вручную (с помощью собственных знаний или навыков), так и автоматически (с помощью специализированных сайтов, программ, приложений или сервисов). Примерами аналитики могут быть использование сайтов-анализаторов медиа (например, Media Bias/Fact Check, AllSides.com и т.д.), использование программ-анализаторов текста (например, Hemingway App, Grammarly и т.д.), использование приложений-анализаторов эмоций (например, Emotion Recognition, Emotion AI и т.д.) и т.д.
  • Фильтрация — это выборочное представление или упоминание только тех источников информации или медиа-контента, которые соответствуют определенным критериям качества, релевантности, соответствия правилам или стандартам и т.д. Фильтрация может быть осуществляться как вручную (с помощью собственных предпочтений или настроек), так и автоматически (с помощью алгоритмов, программ, ботов и т.д.). Фильтрация может быть использована как для скрытия или игнорирования нежелательной или опасной информации или медиа-контента (негативная фильтрация), так и для выделения или подкрепления желательной или полезной информации или медиа-контента (позитивная фильтрация). Примерами фильтрации могут быть использование настроек конфиденциальности или безопасности для ограничения доступа к определенным сайтам, постам, комментариям и т.д., использование расширений браузера или приложений для блокировки рекламы, трекеров, всплывающих окон и т.д., использование кураторов контента или агрегаторов новостей для выбора интересующих тем или категорий и т.д.
  • Блокировка — это полное прекращение доступа к информации или медиа-контенту по различным причинам, таким как политическая целесообразность, законность, нравственность, безопасность и т.д. Блокировка может быть осуществляться как официально (с помощью законодательства, регуляторов, судов и т.д.), так и неофициально (с помощью хакеров, активистов, добровольцев и т.д.). Блокировка может быть использована как для запрета или удаления нежелательной или опасной информации или медиа-контента (негативная блокировка), так и для защиты или сохранения желательной или полезной информации или медиа-контента (позитивная блокировка). Примерами блокировки могут быть использование файрволов, прокси-серверов, VPN-сервисов и т.д. для обхода или предотвращения блокировки сайтов, постов, комментариев и т.д., использование DDoS-атак, вирусов, троянов и т.д. для нарушения работы сайтов, постов, комментариев и т.д., использование шифрования, стеганографии, цифровых подписей и т.д. для защиты информации или медиа-контента от просмотра или изменения и т.д.

Критические способы защиты от пропаганды в интернете заключаются в развитии собственных знаний, навыков, способностей или качеств для критического анализа, оценки, интерпретации или использования информации или медиа-контента. Критические способы защиты от пропаганды в интернете включают:

  • Медиаграмотность - это способность понимать природу, функции, формы и эффекты медиа в современном обществе, а также критически анализировать, оценивать и использовать медиа-контент для различных целей. Медиаграмотность включает в себя знание основных концепций и терминов медиа, знание прав и обязанностей медиа-потребителей и медиа-производителей, знание технологий и инструментов для создания и распространения медиа-контента, знание стратегий и приемов для анализа и интерпретации медиа-контента, знание способов и критериев для оценки качества и достоверности медиа-контента, знание методов и целей для использования медиа-контента для обучения, развлечения, информирования или воздействия и т.д.
  • Информационная грамотность - это способность определять информационные потребности, находить, получать, оценивать, организовывать, хранить и использовать информацию из различных источников для различных целей. Информационная грамотность включает в себя знание основных концепций и терминов информации, знание прав и обязанностей информационных потребителей и информационных производителей, знание технологий и инструментов для поиска и получения информации, знание стратегий и приемов для анализа и интерпретации информации, знание способов и критериев для оценки качества и достоверности информации, знание методов и целей для использования информации для обучения, решения проблем, принятия решений или воздействия и т.д.
  • Критическое мышление - это способность логически анализировать, оценивать, сравнивать, обобщать, обосновывать или выводить суждения или решения на основе имеющихся фактов, данных или доказательств. Критическое мышление включает в себя знание основных концепций и терминов логики, знание правил и стандартов рассуждения, знание типов аргументов и умение определять их силу или слабость, знание типов логических ошибок и умение избегать или исправлять их, знание методов и целей для развития критического мышления и т.д.
  • Эмоциональная грамотность - это способность понимать, выражать, управлять и использовать свои и чужие эмоции для различных целей. Эмоциональная грамотность включает в себя знание основных концепций и терминов эмоций, знание типов эмоций и умение определять их причины и последствия, знание способов и критериев для выражения эмоций в соответствии с ситуацией и культурой, знание способов и критериев для управления эмоциями в соответствии с целями и потребностями, знание способов и целей для использования эмоций для обучения, коммуникации, мотивации или воздействия и т.д.
  • Саморегуляция - это способность контролировать свое поведение, мысли и эмоции в соответствии с целями, правилами или стандартами. Саморегуляция включает в себя знание основных концепций и терминов саморегуляции, знание типов саморегуляции и умение выбирать и применять наиболее подходящие для ситуации, знание способов и критериев для постановки целей и планирования действий, знание способов и критериев для мониторинга и оценки прогресса и результатов, знание способов и критериев для корректировки или изменения целей или действий при необходимости.

Заключение

Пропаганда в интернете - это реальная и серьезная проблема, которая может иметь негативные последствия для общества, политики, экономики, культуры и т.д. Пропаганда в интернете использует различные методы и технологии для влияния на общественное мнение по различным вопросам. Пропаганда в интернете может быть направлена на усиление или ослабление поддержки какой-либо партии, лидера, движения, продукта, услуги и т.д.

Для защиты от пропаганды в интернете необходимо развивать свою медиаграмотность, информационную грамотность, критическое мышление, эмоциональную грамотность и саморегуляцию. Также необходимо использовать различные технические способы защиты от пропаганды в интернете, такие как верификация, аналитика, фильтрация или блокировка информации или медиа-контента. Только так можно быть осведомленным, ответственным и активным гражданином в цифровом мире.

Поделись с друзьями

Эдуард Шепелев
Автор статьи
583
Приватный раздел статей
Мы отобрали статьи со всего интернета, чтобы вы смогли не только сэкономить свои деньги, но и заработать, а также множество других полезных материалов!
Статьи по теме
10 способов повышения самооценки
Добавлено 15 месяцев назад
​Почему неудачи полезны?
Добавлено 1 год назад
Наш мозг обманывает нас
Добавлено 2 года назад
Эрудиция или ум?
Добавлено 2 года назад
Другие публикации автора
Недавно добавленные
Нет комментариев
Будьте первым, кто оставит свое мнение!
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.
Войти через

Статьи

Работа, бизнес и финансы
Наука и образование
Технологии, компьютер и интернет
Технологии, компьютер и интернет
Технологии, компьютер и интернет

Сообщества

Фильмы и сериалы
Есть что посмотреть:)
Самые необычные сайты
Разнообразие необычных сайтов
Английский язык для всех
Изучение английского языка
Реальный заработок в интернете
Проверенные способы заработка в интернете
Сервисы SEO-шника
Не занимайтесь рутиной
Хакинг
Взлом - это искусство
Мир полный чудес
Этот удивительный мир вокруг нас
Интересные истории
Лучшие байки и истории
Цитаты
Великие слова, цитаты и афоризмы
Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
(Эрнест Хемингуэй)