
В эти майские праздники, в СМИ появилась новость о смерти Виктора Владимировича Геращенко. Не стало человека эпохи, который успел поработать в качестве последнего главы Госбанка СССР, и первого главы ЦБ РФ.
Взлет его карьеры начался в конце 80-х, и закончился только в начале нулевых, когда экономика новой страны уже смогла встать на ноги. Но давайте вспомним его достижения и падения предметнее.
Свою карьеру Виктор Геращенко начал во Внешторгбанке СССР, и в будущем это позволило ему пройти по карьерной лестнице до главы Госбанке СССР. Благодаря своему опыту по международной линии и твердой репутации, он быстро стал одной из ключевых фигур в советской, а затем и российской финансовой системе.
Первое серьезное испытание как главы регулятора его ожидало уже в 1991 году. Если кто-то помнит, то именно в этот период прошла денежная реформа Павлова (а кто не помнит — про нее у меня есть видео на канале).
В ходе реформы из обращения изъяли купюры номиналом 50 и 100 рублей, якобы для борьбы с теневой экономикой. Хотя Геращенко не был инициатором реформы, он был вовлечён в её реализацию и испытал на себе политическое давление от ее последствий.
И уже мало кто вспомнит про вторую конфискационную реформу — ее провели в 1993 году, когда советские рубли поменяли на российские, и тоже с ограничениями. Имиджевый удар от второй реформы тоже принял на себя Геращенко.
В 1992 году, сразу после распада СССР, Геращенко был назначен председателем Центрального банка РФ. В этот период экономика России находилась в состоянии хаоса: шоковая терапия, либерализация цен, обвал промышленности.
Одним из главных решений Геращенко стало масштабное кредитование предприятий и регионов через эмиссию рубля, ради поддержки производства и выплаты зарплат. Логично, что это вызвало волну инфляции, которая в 1992 году достигла почти 2 500% годовых, но, по мнению самого Геращенко, все же позволило избежать полного социального коллапса.
Он также активно сопротивлялся давлению МВФ и реформаторам внутри правительства, отказываясь следовать их рекомендациям по резкому ужесточению денежной политики.
В 1994 году он был вынужден подать в отставку после так называемого «черного вторника», когда рубль за один день потерял более 20% своей стоимости. Тогдашнее руководство страны обвинило Центробанк в неэффективности валютного регулирования и недостаточной поддержке реформ.
После дефолта 1998 года, на фоне обострения финансового кризиса, Геращенко (который к тому времени уже 2 года возглавлял большой частный банк) был вновь назначен главой Центробанка.
В этот раз он вел более прагматичную политику: приостановил падение рубля, отказался от жёсткого валютного коридора, дал возможность рынку найти новый равновесный курс. Валютная политика стала более гибкой, началось активное пополнение ЗВР. В итоге это помогло стабилизировать курс рубля, восстановить доверие к банковской системе и заложить фундамент для будущего экономического роста.
Также Геращенко усилил надзор за коммерческими банками, закрыл десятки неплатёжеспособных учреждений, провёл ряд внутренних реформ в самом Центробанке. Он был сторонником сильного и самостоятельного ЦБ, свободного от политического давления, и активно защищал независимость регулятора.
То есть, именно благодаря действиям Виктора Владимировича новому институту под названием Банк России удалось с самого начала обозначить и сохранить свою независимость от всех ветвей власти, и позволить регулятору быть таким, каким мы знаем его сегодня. То видение и те механизмы, которые были заложены в структуру регулятора, еще не раз позволят стране избежать затяжных валютных шоков, и спасут страну от галопирующей инфляции 90-х.
В 2002 году он ушёл в отставку, оставив после себя систему, которая, по признанию многих экспертов, стала куда устойчивее, чем в 1990-х годах. Следующие 11 лет ЦБ возглавлял Сергей Игнатьев, а после него на должность назначили Эльвиру Набиуллину.